Однажды я влюбилась. Сразу и навсегда. И, одновременно в: книгу «Флорентийский дневник», в поэзию Р.М. Рильке, в размышления об искусстве, в Мастеров эпохи кватроченто, в Ту, которой была посвящена эта книга… Прошло несколько лет, а я по-прежнему держу «мою любовь» под рукой и счастлива Вас отвлечь, ибо это останется в Вас, я знаю… и когда-нибудь Флорентийский дневник Райнера Мария Рильке станет и вашим дневником тоже…

  • Твои струны богаты; и как бы далеко ни зашел я вперед, Ты – всегда впереди. Мои битвы для Тебя – давно уже победы, и потому я подчас бываю столь мал перед Тобой; но последние мои победы принадлежат и Тебе, и у меня есть право принести их Тебе в дар. На далеком пути, ведущем через Италию, я пришел к вершине, отмеченной этой книгой. Ты за несколько немногих часов взлетела на нее – и уже стояла на блистающем в лучах пике, когда я только подходил к нему. Я был высоко, но все еще в облаках; Ты ждала над ними, в вечном сиянии. Прими же меня, любимая.
  • Вот и будь всегда впереди меня, Ты, Любовь, Единственная, Священная. И пойдем вместе вперед, словно взбираясь к великой звезде, один для другого – прислон, один для другого – опора под ногами. А если я вдруг уроню ненароком руку с Твоих плеч, мне не будет страшно: на ближайшей высоте Ты с улыбкой поможешь взойти усталому. Ты для меня – не одна цель, Ты – тысяча целей. Ты – все, и я провижу Тебя во всем; и я – все, и я провожу к Тебе все, идя Тебе навстречу.
  • А ведь так и есть: каждый в глубинах своей души – как церковь, а стены изнутри украшены праздничными фресками. В раннем детстве, когда вся эта роскошь еще ничем не закрыта, там слишком темно, и образов не разглядеть, а потом, когда своды озаряются все ярче, входят мальчишеские сумасбродства, ненастоящая тоска и алчный стыд – и закрашивают стену за стеной. И многие вживаются в жизнь, и живут дальше, не подозревая, что под трезвенной нищетой скрыто былое великолепие. Но блажен, кто чувствует, находит и тайно раскрывает его. Он дарит им самого себя. И возвращается домой, к себе.
  • О, если бы наши родители родились в одно время с нами – скольких ошибок и разочарований мы смогли бы избежать! Но родители и дети умеют ходить только друг другу вослед, а не рука об руку – меж ними глубокая расселина, через которую они время от времени умудряются перекинуть друг другу свою маленькую любовь.
  • Родители не должны пытаться учить нас жизни, ведь они учат нас своей жизни.

Как дни мои текут, давай поговорим:
я рано выхожу на светлые виале,
расту в своих глазах, и без печали
бреду в толпе по шумным пиаццале,
где смуглый люд кипит, — мешаясь с ним.
И тихо я молюсь в музейной зале
мадоннам благосклонным и простым.
А ухожу, когда глаза устали, —
над Арно уж плывет вечерний дым,
и про себя рисую, глядя в дали,
я Бога золотым…
Флоренция, 18 апреля 1898

Гас бледный день — и вдруг, бездонны,
взыграли дали; пали в прах
перед сияньем все заслоны, —
свет проступил на всех щеках,
как будто бы во всех церквах
враз улыбнулись все мадонны.
Флоренция, 18 апреля 1898

RENAISSANCE I
И вера их была — совсем не сказка,
что руки складывать велит все вновь, -
прислушаться позвала их любовь,
молитвы строить и молиться в красках.

Пред Одиноким даль открылась: он,
найдя начальные свои же звенья,
познал, что Бог его уж возведен;
Сокрытого он вывел из сомненья
и поднял в славу, ею потрясен.
Сан Доменико близ Фьезоле, 19 апреля 1898

Замкни мне слух – тебя услышу я.
Глаза мне выжги – все равно замечу.
Без языка я буду звать тебя
И побреду без ног тебе навстречу.
Мне руки вырви – сердцем обниму.
И мозг мой будет биться, стоит лишь
Тебе унять мое сердцебиенье,
И кровью, если мозг испепелишь,
Тебя умчу в единое мгновенье.

  • Знайте же, что искусство есть путь к свободе. Все мы рождены в цепях. Кто-то о них забывает: он отдает их посеребрить или позолотить. Мы же хотим их порвать. Нет, не каким-то там мощным движением, диким и ужасным: мы просто хотим вырасти из них.
  • Во всяком творении какого-нибудь искусства должны сбыться все возможности «искусства». Картине не нужен текст, статуе — краска (в смысле живописи), а стихотворению — музыка; скорее, в каждом из них должно содержаться все это.
  • Так и надо читать все книги стихов. По краешку, не¬надолго в лес, а потом снова на летнее солнышко. И тогда все сохранит свой изначальный смысл: прохладу, благоухание, блеск.
  • Не надо вам их изучать, делить по школам и судить (ах, как вы любите это делать!). Любить их — вот что надо. Не утратили ли вы еще этой способности? Вот он, пробный камень.
  • Но Вам надо обладать всей полнотой достоинства и чистотой, как у священников. И у вас должны быть не любовные дела, а любовь. Не желания, а тоска, и дни ваши не должны быть заполнены сенсациями и сумятицей дел; над всем этим должна подняться ясная, незамутненная праздничность, в которой ваши движения будут прекрасны и просты. Но вы можете, если вам хочется, предаваться этому всему – любовным делам, сенсациям, хмелю увлечений; ибо вы должны пользоваться тем, что имеете в себе, и единственная заповедь – жить в правде.
  • Хотя бы лишь на день станьте несовременными – и вы увидите, сколько вечности несете в себе.
  • И пусть они десятки тысяч раз изображали мадонн и святых, и пусть иные из них творили, надевши рясы, стоя на коленях, и пусть их мадонны чудотворны даже в наши дни — все они были одержимы лишь одной верой, и лишь одна религия пылала в них огнем: тоска по себе самим. Для них наивысшим восторгом было — делать открытия в глубинах собственной души. Трепеща доставали они оттуда на свет эти открытия. А поскольку свет тогда был Божьим, то Бог и принял их дары.
  • Я знаю: не все во мне останется песней, как в эти дни; придут и мрак, и смятение. Но глубоко во мне есть маленький садик, обнесенный чистым праздником, куда не пробиться больше никакому страху. И если Ты захочешь, мы с каждым годом будем раздвигать границы этого садика все шире.
  • Так перестаньте жить настоящим — станьте для себя самих как бы грядущими. Вы пойдете вперед, опережая самих себя, и тогда не собьетесь с пути

Комментарии (3) на запись “Однажды я влюбилась.”

  1. Maria K пишет:

    Танечка, спасибо огромное за “возвращение домой”. За новый взгляд на Возрождение, который дарит Рильке.
    Когда мы были в доме-музее Бориса Пастернака в Переделкино нам рассказывали, что они очень дружили, переписывались и мечтали встретиться, но не успели…

  2. Nataly Milyakova пишет:

    Танюшечка, спасибо! Ощущение вечности в каждом мгновении и Той реальности, которая и есть наша истинная Родина.

    Мое ли сердце поет, ангелы ли вспоминая…
    Мой голос или иная музыка – этот взлет.
    И вот уже неизбежно,хотя был только что нем,
    Непоколебимо нежно соединенье -с кем?
    Р.М. Рильке

  3. Natasha Ipatova пишет:

    Только начинаю узнавать чудо гения Рильке. Но чувствую,что это надолго… навсегда.
    Спасибо тебе, что много лет ты учила меня любить Возрождение, не зная об этом и не уча. Кажется,кое-что удалось:)

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.